Как часто пестрою толпою окружен
![]() |
Не секрет, что главнейшей темой, проходящей через все творчество М.Ю. Лермонтова, является его отношение к окружающим его людям, а также восприятие обществом самого поэта. В данном случае поэт является приемником А.С. Пушкина, считающего, что поэт должен творить исключительно для самого себя.
Как часто пестрою толпою окружен
В состав данного стихотворения входят две части. Причем первая содержит точные и острые характеристики высшего общества того времени, а вторая – отношение к безмятежному миру юности. Само стихотворение состоит из семи строф, составляющих шестистишие, четко подразделяющееся на двустишие.
По сути дела, данное стихотворение поднимает ту же тему, что и «Дума», а именно – анализирует современное общество.
В первой части описываются надменные, духовно нищие люди «большого света». «Пестрая толпа» заполонена «затверженными речами» и «образами бездушных речей». Поэту чужды и отвратительны описываемые им «приличьем стянутые маски», неискренние и лживые отношения между противоположными полами, отсутствие любви, деньги и чины.
С целью забыться, сбежать от «блеска и суеты», поэт обращается к воспоминаниям о греющей сердце детской и юношеской поре. Лермонтов вспоминает дорогие ему тарханские места, где он мечтал встретить прекрасную девушку, о чистой и великой любви, под руку с которой он смог бы пройти через всю жизнь.
Однако в отличие от многих поэтов-современников, Лермонтов не считал, что можно жить прошлым, приятные мечты о котором являются самообманом.
В конце стихотворения поэт бросает гневный вызов миру зла и ханжества, своеобразный протест против бездушного света.

Какие можем сделать выводы
Таким образом, в данном стихотворении поэт выражает собственное одиночество среди постоянных посетителей светских салонов. Он презирает их образ жизни, считая, что ими руководят не искренние чувства, а лишь понятие о хорошем тоне и приличиях, а отдохнуть может, лишь уйдя в детские и юношеские воспоминания.
Причем на фоне данных воспоминаний конфликтная ситуация с высшим обществом выглядит еще более яркой. Лермонтов не может примириться с духовной нищетой и фальшью, царящей в высшем обществе, презирает и бунтует против них. Следствием этого является вывод о том, что таким людям не требуется поэт-проповедник, ввиду того, что они все равно не оценят его творчество по достоинству.
Однако именно этот дар и позволяет поэту открыто выступить против общества, в котором не обошлось и без царских особ.